Разместить информацию

ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОКРАШИВАНИИ ТКАНЕЙ

 

Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежда, домашней утвари и даже самих людей относятся к глубокой древности. Известно, что искусство крашения развилось сначала в странах Азии и оттуда было перенесено в Карфаген. Из красилен Карфагена окрашенные ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для крашения использовала вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях растений и в организмах некоторых животных.

Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья. плоды, цветы, корни. Растения со значительным содержанием красящих веществ произрастают, как правило, в жарком климате; отчасти именно этим объясняется, почему искусство крашения развилось именно в странах Азии, Африки и Америки, а затем распространилось по странам с умеренным климатом. Страны Европы получали красильные растения жарках стран, однако и в Европе были свой традиционно применяющиеся для крашения растения, такие как вайда, резеда и др.

Красильщики древности в своем ремесле сделали интереснейшие открытия, которые позволила им, имея в своем распоряжении всего несколько десятков природных красителей, получать до 800 цветов и оттенков. Она открыли секрет образования цветных "лаков" -способ получения разнообразной цветовой гаммы на ткани с помощью солей различных металлов (морданов, или протрав) и всего одного красителя. Способность к образованию "лаков" объясняется свойством большинства природных органических красителей (называемых протравными) в присутствии солей переходных металлов давать прочные нерастворимые в воде комплексы краситель-катион металла-волокно. Для увеличение способности к комплексообразованию ткани обрабатывали, помимо солей металлов, солями винной кислота или дубильными веществами. Этими приемами с большим мастерством пользовались, например, в странах Восточного Средиземноморья (Палестине и Египте) еще в начале нашей эры. Современные исследователи находят в тканях из этих стран почти всегда не одну протраву, а смеси солей железа, алюминия, цинка, меди, хрома. Интересно, что в этих изделиях синего, красного, коричневого цвета присутствует олово - протрава, заново открытая в Европе только в ХУЛ веке. Для закрепления окраска на хлопковых тканях одновременно с солями металлов использовали танинсодержащие вещества.

Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством.

Тирийский (античный) пурпур - красновато-фиолетовый краситель, источником получения которого служили средиземноморские моллюски Murexbandaris. Пурпур использовали для крашеная шелка, шерсти, а также льняных тканей. Окраска пурпуром отличается необыкновенной прочностью. Красильщики измельчали тела улиток, размешивая с водой, и полученным раствором пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. Благодаря световой энергии (как выяснилось при современных исследованиях, аналогичное действие оказывает и соляная кислота) проявляется красный цвет пурпура (причем тот же эффект достигается и в инертном газе в отсутствие кислорода). Красный цвет образуется постепенно. Свежий желтоватый сок улитки приобретает зеленый, затем синий и, наконец, красный цвет, причем появляется запах чеснока. Кроме красного красителя в пурпуре содержится я синий (индиго), и именно смесь этих двух красителей дает пурпурный цвет. Из 12000 улиток можно было добыть чуть более 1 г красителя. Понятно, что это был самый дорогой краситель древности. У римлян пурпурные одежда носили только самые важные сановники - purpurali.

Близ городов Тира и Сидона обнаружены залежи скорлупы пурпурных улиток, оставшихся от древних финикийских красилен. Колонии пурпурных улиток были истреблены в ХIV веке. В средние века искусство крашения пурпуром было утрачено.

Интересно, что в Никарагуа и Коста-Рике аборигены красили ткани даже в начале XX века пурпуром, добываемым из улиток Purpura petula и Purpula lapillus. Химический аналог пурпура древности - 6, 6-даброминдиго -был получен синтетическим путем, однако он не дал окраски ожидаемой красоты и прочности, которая присуща натуральному красителю.

Индиго - самое древнее и самое денное красящее вещество; название его происходит от латинского слова indicus, что значит индийский. Растений, из которых можно получить индиго, довольно много; они принадлежат к различным ботаническим семействам. Важнейшим среди них является индигоноска красильная (Indigo£erа teinctcria). Будучи родом из Индии, индигоноска культивировалась во всех жарких странах Африки и Центральной Америки. В центральной Европе издавна возделывалась вайда (Isatis tinctoria) - двухлетнее растение из семейства крестоцветных, в котором также содержится индиго (около 20% индиготина). Значительно меньшее количество индиго содержится в гречихе красильней (Polygonum tinotorium, до 10% индиготина) Тем не мeнее и ее до начала XX века охотно применяли красильщика Манжурии и Китая. Во всех этих растениях содержатся особый глюкозид индикан, распадающийся при брожении на глюкозу и индоксил; последний кислородом воздуха окисляется в синее индиго, или индиготин.

Плитки высушенного натурального индиго

Способ добывания натурального индиго состоял в том, что свежие листья индигоносных растений загружали в ямы я замачивала водой. Экстрагируемые вещества аз листьев сбраживались в течение нескольких часов, в результате чего в растворе наряду с другими веществами образовывался индоксил. Последний при взбивании раствора лопатами окислялся под действием кислорода воздуха в индиго, которое в виде хлопьев синего цвета оседало на дне. Осадок отжимали и разрезала на куски. Содержание индиго (индиготина) в про далеких кусках колебалось от 10 до 90%в зависимости от вида растения и места его произрастания. Подученный краситель содержал индиготин, а также ряд примесей: коричневое индиго, индорубин, смолы, жиры, индиговый клей, минеральные вещества.

Индиго нерастворимо в воде, но легко восстанавливается в лейкоиндиго (белое индиго), которое растворяется в водных растворах щелочей и снова способно окислиться до индиго. На этом основан процесс крашения индиго, заключающийся в тон, что ткань пропитывают щелочным раствором лейкоиндиго и затем подвергают окислению на воздухе. Ткань приобретает синюю окраску. Щелочные растворы лейкоиндиго получили название кубов, а сам процесс крашения индиго - название кубового. Индиго применялось для окрашивания хлопка, льна, шерсти и шелка в синий цвет.

Марена (крапп) - краситель, содержащийся в корнях травянистого растения марены (Rubia tinctorum), известного с глубокой древности во всех частях света. Для крашения употреблялись только корни марены, которые тщательно промывали водой, просушивали и измельчали (толкли).

Марена содержит несколько красителей, основными из которых являются ализарин и пурпурин в виде глюкозидов. Применение марены в крашении основано на способности ализарина и пурпурина давать стойкие а яркие "лаки" с различными оксидами металлов- С оксидом железа образуются "лаки" черного или фиолетового цвета, с глиноземными протравами - ярко-красного или розового цвета, с оловянными протравами - огненно-красного цвета.

Мареной окрашивали шелк, шерсть, лен, хлопок. Окрашивание хлопка в кумачовый цвет проводили с помощью масляной протравы. Для этой цели сначала применяли оливковое (турнантовое) масло, способное давать хорошие эмульсии. Такой эмульсией до 10 раз пропитывали ткань, после чего она приобретала способность соединяться как с минеральными солями, так и с красителями, в частности с ализарином. Окраска получалась яркая, живая, ткань мягкая, с блеском. Шёлк, крашеный мареной. Она очень чувствительна к температуре, жёсткости воды и протравам, поэтому дважды получить один оттенок невозможно.

Домотканный лён, окрашенный мареной.

Шёлк, крашеный мареной. Она очень чувствительна к температуре, жёсткости воды и протравам, поэтому дважды получить один оттенок невозможно.

Кошениль - краситель, получаемый экстракцией высушенных санок насекомого Coccus cacti семейства червецов (Coccldae), распространенного прежде в Мексике на кактусах Opuntia coccinellirera (а затем разводившегося в Алжире, Тунисе, Марокко, Испании на тех же кактусах, вывезенных из Южной Америки). Наиболее ценной является мексиканская кошениль, известная в Мексике как краситель с древних времен. Из 140 000 насекомых можно выделить 1 кг сухой кошенили. Собранных насекомых умерщвляли горячей водой или воздействием высокой температуры, помещая их в закрытых коробках в сильно нагретые пекарные печи. Внешний вид сухой кошенили похож на зерно и покрыт сероватым налетом, который состоит в основном из воска кокцерина. В XVI веке этот краситель считали продуктом растительного мира, среди других названий бытовало и название "канцелярское семя". Истинная природа красителя была описана голландским ученым Румером в 1729 году.

Красящим веществом кошенили является карминовая кислота. Кошениль окрашивает шерсть и шелк по алюминиевой, оловянной, цинковой протравам, образуя яркие, удивительно красивые красные цвета, достаточно прочные к стирке исвету (уступающие, однако, по прочности окраске мареной)

При кипячении кошенили с водой в присутствии квасцов выпадает осадок, состоящий в основном из алюминиево-кальциевой соли карминовой кислоты, известной под названием кармин. В Европу кармин попал после завоевания Мексики испанцами в 1510 году, а изготовление из него краски началось в Голландии только в ХУД веке. До сих пор кармин применяется в качестве акварельной краски, а также как пищевой (Е120, используется даже в Кока-Коле  и парфюмерный краситель.

Орсейль - краситель, добываемый из лишайников Roccella tinctoria и tecanora tartarea, которые произрастают на морских побережьях Европы и Африки; применялся для крашеная без протрав шелка (шелкового бархата) и шерсти в пурпурные цвета. Орсейль была введена в красильное дело в самом начале ХIV века во Флоренции в имела чрезвычайно большое значение в красильном деле средневековья как заменитель античного пурпура.

Сафлор (Carthamus tinctorius) - однолетнее растение, родиной его является Египет а Ливан; культивировалось во многих странах Европы и на юге России ради семян в цветов. В семенах содержатся до 20% сафлорового масла. В крашении использовали цвета. Собранные лепестки перетирали между жерновами, промывали, прессовали а высушивали в тени. Сафлор содержит два красителя желтый (непрочный) и красный. Для повышения содержания красного красителя - картамина - лепестки часто опускали в соленую воду, куда переходил желтый краситель.

Красный краситель сафлора - картамин - окрашивает хлопок и шелк в прекрасный розовый цвет с очень характерным золотистым отблеском rose carthame. Окраска малопрочная к свету, но подкупает своей исключительной красотой.

Алкана - под этим названием поступало в торговли два различных красителя: корень Alkanna abba- настоящая алкана - дикое растение из Северной Африки, Ост-Индии, и Alkanna tinctoria растение, произрастающее на юге Европы (в Италии, Испании, Франции и Греции). Красящее вещество смолистого характера экстрагировали эфиром или бензином из корней, предварительно вываренных с водой; экстракт содержал краситель альканин.

Алкану применяли для окрашивания шелка, получая фиолетовый -цвет до алюминиевым протравам и серый цвет - по железным протравам.

Шафран. Красящее вещество содержится в рыльцах растения Crocussativus. Родина шафрана - Восток, оттуда растение распространилось по всему югу Европы и культивировалось во Франции, Италии, Австрии, России, а также на северном побережье Африки.

Красящее вещество шафрана - кроцетин. Краситель считался очень дорогим, так как для получения 1 кг шафрана необходимо высушить не менее 80 000 цветов (в XIX веке во Франции производили в год до 15 000 кг шафрана).

Для окрашивания ткани в желтый цвет краситель экстрагировали водой из высушенных рылец или цветов шафрана. Для получения красной окраски высушенные цветы обрабатывали водным раствором поташа и к полученному раствору добавляли уксус. Его использовали в основном для окрашивания льняного полотна в красный и розовый цвет, а также для окрашивания шелка в желтый цвет. Красящая способность шафрана достаточно высока, но прочность окраски к действию света невелика.

 

http://www.balto-slavica.com/forum/index.php?showtopic=15984

 

Автор статьи:

ООО "НЕЖНЫЙ БРИЗ"

ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ ТЕКСТИЛЬНЫМИ ТОВАРАМИ

+7-930-1197406
150063 Россия Ярославль Volgogradskaja
Контактное лицо
Написать письмо Сохранить контакт Сообщить об ошибке